сентября 24, 2013

Впечатления о го-экспедиции 2013

Александр Лазарев

Осталась последняя неделя сентября. В Москве дождь, и 250% нормы на этот месяц уже выпало (но все равно далеко до Потопа на Дальнем  Востоке). Вода на улицах, на крышах и тротуарах... Воды так много, что она потихоньку просочилась даже в мою память, постепенно размывая акварели жаркого лета, и наполняя воспоминания своим собственным привкусом. Видимо поэтому ...

...Впечатления о го-экспедиции 2013...
... – это тема ВОДЫ. Во всяком случае - в моём повествовании...
Тема воды...
   Уже не в первый раз едем и идем в горную го-экспедицию с Константином Эдуардовичем Возниковым. И его слова « -...в начале июля у нас местный муссон, с неделю дожди идут...» подтверждаются регулярно. Так и в этот раз: как выбрались из самолета в Симферополе, так и доехали до Соколиного под  разверзшиеся небесные хляби.
Кувшинки на озерке в верхних Коккозах
Река Коккозка
На следующий день уже были прояснения, и в эти минуты мы видели водопад с вершины горы Бойка, неслабый такой поток… Тучи ходили вокруг Соколиного хмуро, но прояснялось, и сначала на второй день была достаточно удачная вылазка в ближайший лес – проверить ходовые качества  команды, размяться, подвигаться и попить чайку в походных условиях.
На обратном пути  почти у самого Соколиного мы с Владом обнаружили чудесную скамеечку для медитаций на прудике, воду которого украшали розовые кувшинки, и все это было окаймлено стеной деревьев.
На следующий день – погода  вроде бы наладилась, и даже  решено было сходить всем вместе  на озеро – покупаться.
До первого озера дошли, но  купаться в нем – как-то не воодушевило. Перекусили, и решили  добраться до второго озера, и все таки искупаться.
Большая вода в Большом Каньоне
 Вот тут-то и началось. Но ничего, плащи были с собой и мы заняли положение №1 – «к дождю готов!». Но не тут-то было! Дождь разошелся не на шутку и превратился в мощный ливень. Грибы уже не собирали…
Ермолай и Дождь
Минут сорок такого дождя  (мы все выходили и бродили и бродили) и сухого места на нас  почти не осталось, не смотря на достаточно качественные плащи. Вода по склонам текла уже единым потоком, а по тропинкам  и дорожным колеям уже пенилась и бурлила.
На кордоне "Чайный домик"
Первая была белесоватого цвета, другая – бурая.
Широкие разливы мы еще как-то пересекали, но когда подошли к ранее сухому небольшому оврагу, стало ясно, что дело темное… Бурлило и несло бревна… Двинулись вдоль пенящегося потока, пока передовой отряд не обнаружил древесный ствол, склонившийся на другую сторону. Страховали и переправились достойно.
Ливень постепенно выдохся. Эльвина уже совершила свой подвиг
(куртка Ермолая оказалась не подготовленной к такому напору воды), поменялась с ним плащом + сухим еще  свитером.
Вода Узунджи
Наконец-то колодец!

Но Го учит нас – «не расслабляйся»: подходя к Соколиному (верхние Коккозы), я его не узнал. Там, где была улица-дорога – несся сумасшедший поток, узнать нашу дорогу  можно было только по косвенным признакам и  лишь специально озадачиваясь этим вопросом. Пошли в обход, и «здрасьте вам», – озеро, лежащее в черте поселка, впитав в себя огромное количество воды, не только разлилось, но и извергало его мощным широким  потоком в овраг.
Переправлялись, по цепочке передавая детей «из рук в руки». Да и взрослых – за руки и снова «в руки». Если не считать промокших «до пояса и выше» штанов и конфискованный потоком кроссовок Ермолая – всё удачно завершилось. И даже обошлось без чиха, соплей и болезней.
Вечер у камина под музыку, которую рьяно извлекали дети из двух пианино и рояльных струн, а также фотосессия с саксофоном – прекрасное завершение этого дня.
И все же это было только вступлением в тему! Новое утро началось с прекрасного чая на специальном чайном балкончике. Над ним колдовали хозяин дома, и наш чайный мастер Влад.  Тонкое продолжение темы воды предыдущего дня…
Тоже вода...
На чайном балконе Олега Самойлова
А потом начался основной поход.
Давно не было такого полноводья ручьев и речек в этой части Крыма. До ванны молодости  не так просто случилось и добраться – тропу местами затопило разлившимся потоком. Но основная часть группы все же прорвалась и «омолодилась»!
Сююрюк-Кая хмурится дождевыми облаками
И вообще – огромным удовольствием каждый раз, когда была остановка, и рюкзак отдыхал от своего «коня», было набрать в ладони эту живую, бодрящую прохладу и пить, умываться и снова пить, и снова умываться… И в разных речках и в разных  родниках вкус воды сильно отличался. Можно было проводить дегустации и свежей воды и чая на её основе, что мы и делали время от времени.
Вода, вода… Когда с собой на тропу берешь фляжечку с зеленым чаем и по маленькому глоточку ее цедишь…. Когда на переход,  где ожидаемо  весь день не будет воды -  берешь  добавочные 1,5 килограмма- литра в довесок к основному грузу, и все в гору… Когда скинув надоевшую обувь с наслаждением опускаешь натруженные ноги в леденящую воду… Когда заново накрывает ливень неподалёку от станции дальнего обнаружения на Ай-Петри, и мы собираем тонкие струйки воды с дождевиков прямо в бутылку. Или когда после целого дня пути наконец подходишь к колодцу, а там уже стоит ведро с чистой водой, холодной такой…
А когда  у чайного домика князя Юсупова,  недалеко от вертолетной площадки при бывшей даче советского маршала Гречко, мы спускались в партизанскую пещеру, где из шланга сильным напором била ледяная струя...   Накопитель, сооруженный еще древними таврами...
Подготовка к чайной церемонии
А потом на этой воде была гречка с грибами, супчик, и снова чай в исполнении Влада. И вода, которую пили на предпоследнем ночлеге у Шайтан-Мердвена - горного прохода название которого переводится как чертова лестница. Вода, которая за счет естественной аэрации по руслу  ручья на глазах превращалась из буроватой жидкости в прозрачный и годный для употребления продукт Ашдвао . Когда долгий-придолгий спуск заканчивается омовением в море, и когда утренний го-семинар происходит на камне, вокруг которого мягко поднимается и отступает прозрачно-изумрудная  волна, и ты слушаешь и плаваешь, плаваешь и вникаешь…
Ночной чай на Беш-Дере
... скинув надоевшую обувь с наслаждением
опускаешь натруженные ноги в леденящую воду…
Вода...  Вода – основа жизни и ее течение…  Нельзя войти в нее дважды… Но мы будем ждать следующего лета, чтобы попробовать…
24 сентября 2013 г. Москва

Фото Александра Лазарева.
Чтобы приблизить любую из фотографий - кликните её мышкой.