К.Э. Возников
.Жаркое лето 2013 осталось где-то за ранними сентябрьскими холодами. Чатырдаг и другие вершины Крымских гор укрылись первым снегом. Ему на смену пришло бабье лето, с кизилом, грибами, паутиной, желтыми листьями и ласковым солнцем, и вот уже впереди снова маячат дожди и заморозки. Но память хранит воспоминания о летнем Го-лагере, а мысли возвращаются к тем событиям в очередной попытке осмысления...
.
Почему возвращаемся к ним снова и снова?
Го, Чай и Горы.
Эта триада положена в основу концепции летнего лагеря Школы Го И Вечи «Стожар».
Уже который сезон мы регулярно уходим с рюкзаками в горы и несем с собой камни вейчи. Мы готовим на костре и пьем чай на воде удивительно разных родников, отчего чай тоже получается поразительно разным.
Мы – не альпинисты и не скалолазы. Не менее важная веха нашей концепции – отсутствие фанатизма. Мы не штурмуем экстремальных вершин, не лезем на отвесные скалы и в коварные карстовые шахты и поноры. Мы просто уходим в горы, часто не имея строго определенного плана и точки на карте в качестве конкретной цели. Примерный маршрут, тем не менее, все же существует, но он может быть легко изменен на ходу в соответствии с обстоятельствами, идеями или пожеланиями. Мы просто идем, стараясь впитать в себя то настоящее, которое нас окружает. То настоящее, которое уже утрачено человечеством, избравшим искусственную среду обитания, и которое сохранилось еще только здесь, вдали от людей, супермаркетов, хищной рекламы, агрессивных СМИ, и высасывающих жизненную энергию компьютеров и телефонов. Мы спим в простых условиях, и едим простую пищу, с готовностью и радостью используя то, что в дороге дарит нам природа. Мы пьём простую воду. Чистую воду горных родников. И еще чай.
Не мы одни. Го и горы связанны особой связью. Об этом говорят многие мастера Го.
<<Как и многие другие профессионалы, я часто взбираюсь в горы и считаю этот вид спорта весьма полезным для всех, кто играет в Го.>> (Ким Доноп, 8-про-дан из Кореи. Интервью журналу Бадук, №11, 2005) Учимся у мастеров.
И все же, зачем?
Максим Лесняк – Ростов на Дону, новичок в Го, участник горного лагеря Школы «Стожар» на правах Искателя:
- Зачем? Почему-то в голове вертится двойственность, даже многозначность вопроса. Отражение разных пластов. Единственно верного ответа нет, и не может быть. Суть пришедшего в первые секунды ответа — попросту мироощущение пути. Возможность идти, как самоцель. Стремиться к чему-то новому, неизвестному, гнаться за ощущением и получать нечто от мира. Иначе — путь не будет иметь смысла. Мы берём камни и возвращаемся к камням. Мы идём в горы, стремясь забраться выше, уйти от пространства обыденного, постоянно повторяющегося в житейских заботах мира, в сферу - «над», поэтому и возвращаемся к горам. Мы желаем смотреть под разными углами, через призму терпкого запаха леса, через промокшую насквозь призму, через призму тишины и спокойствия, через призму преодоления возникающих споров, через твёрдый гранит на то, что мы, казалось бы, давно знали, и при этом - открывать в нём новое. Вопрос раскручивается. На что мы смотрим? Мы смотрим на мир вокруг нас, но не только. Мы смотрим на себя в этом мире, причём в определённой точке пространства и времени.
К чему мы возвращаемся? Мы возвращаемся к ощущению. К необходимости если не воспринимать разумом, но чувствовать духом и телом. Чувствовать тёплый запах, визуализировать пространство, заполнять. Мы стремимся наполниться и обладать. Пребывать в том, к чему мы стремимся. Поэтому и возвращаемся.
Владислав Долгополов – Ростов на Дону, разрядник Го, участник горного лагеря Школы «Стожар» на правах Слушателя Школы и наш чайный Мастер:
- Камни в горы? Чтобы понять. Понять и принять. Себя, окружающих и мир вокруг нас. Чтобы общаться без слов, ведь горы не терпят шума и суеты. Чтобы смотреть и видеть. Вдаль и вблизи. За горизонт и под носом.
А возвращаемся к ним, потому, что в горах хорошо слышно "Я". Потому, что в горах частица тебя. Потому, что горы заряжают надолго.
Мне близка триада пространств, заложенная в практику Школой «Стожар». Я с удовольствием осваиваю горы, и не представляю себя без Го и Чая.
Чай - это ещё один способ слушать и слышать. Он позволяет открыть и развить восприятие.
Чай требует настроя, иначе ничего кроме ароматной водички на выходе не получишь.
Но вот ты и все участники вошли в процесс - и уже чай ведёт вас.
Чай может веселить, а может и настроить на глубокие размышления.
Чай учит вербализировать и визуализировать ощущения. Ты ощущаешь вкус и запах, а мысль уже побежала через годы в поисках тех же ощущений и ассоциаций.
Ты чувствуешь солнце, которое впитывал чай, когда рос. Равно как и реки, которые питали его. Особенности местной почвы тоже не уходят от твоего взора.
А так же восхищаешься мастерством мастера, который сумел подчеркнуть и раскрыть его качества.
Кроме того, чай тренирует воображение. Ты видишь пейзажи его родины. Ты чувствуешь запах лета и силу зимы. Нежное и тёплое весеннее солнце. Пробившуюся буйную зелень.
Хороший чай собирает вокруг себя хороших людей. Можно попить его и помолчать. А можно и провести время за приятной беседой. Главное - ничего не загадывать - чай сам знает, что вам сейчас нужно!
Александр Лазарев - москвич, инструктор Го Школы «Стожар», зеленый пояс:
- Действительно, зачем? Тащишь, тащишь, а если и сыграешь – один, максимум два раза за выход… Думаю, здесь приобретает вес сумма почти невесомых по отдельности эффектов:
1. «Эффект суслика» («видишь суслика?» - Нет. «А он есть!») Он же «эффект внутреннего присутствия». Наличие ценного, через незримое присутствие которого «отмеряешь» происходящее. Своеобразная точка отсчета, мерило, модель, ценностное основание.
2. «Открытая возможность». Дает ощущение обладанием некоей свободой и раскрепощением. Чем-то таким, что противостоит рационализму, определенной походной экономии и минимизации и иррационально, по сути.
3. «Символ» Взято ценное, то, что нужно беречь и лелеять, что освящает и придает свой особый смысл происходящему и обыденному, и может задавать сборку и фокус «внешнего наблюдателя».
4. «Прямое назначение». Простое желание и надежда сыграть партию «на высоте». Погрузиться в Го и совместить в собственном восприятии его пространство с пространством планеты.
В целом, идем в общность, в которой продвигаешься, которая дает смысл для повседневности и перспективу, своего рода сессия другого настроя сознания.
Дмитрий Лазарев – Севастополь, Шеф-инструктор Школы «Стожар», коричневый пояс:
- В августе сходили вдвоем на Эльбрус. Вид сверху упоительный - внизу горы и облака, самых причудливых форм и размеров. На привале сначала устроились и поели. Потом заварили чай и сыграли две партии в го, одну из которых я проиграл. Затем, уже когда спустились в промежуточный лагерь, то снова попали в дождь. Он опять загнал нас в палатки, и мы еще раз сыграли пару партий в Го. И, наконец, уже в самом низу, в базовом лагере, сначала отправились на нарзаны… После нарзанов попили чаю и сыграли ещё пару партий в Го, и я отметил у Сереги определенные успехи в битвах на доске. В общем – эпическое путешествие получилось. И камни – к месту.
В горы я беру Го, чтобы была возможность поделиться одной из самых дорогих для меня вещей - опытом-знанием, или же этот опыт-знание получить от более продвинутых товарищей.
А возвращаемся мы к горам и камням снова и снова от того, что есть бесконечный предел развития, и я пытаюсь достичь этого совершенного предела.
Руслан Дмитриев - нижегородец, 6 дан и двукратный чемпион России по Го, ментор Русской Школы Го и стратегии, гость Школы «Стожар» и участник нашего совместного четырехдневного погружения в горы:
-Только взяв камни в горы, чувствуешь легкость жизни!
Последнее звучит, как каламбур. Но внимательный разум сразу улавливает за кружевами игры слов тонкий смысл, солидный пройденный путь и ясное понимание цели и назначения совершаемого действия. Скорее перед нами - афоризм. Правильный вопрос рождает у мастера точный ответ.
Вряд ли стоит проводить сравнение или резюмировать всё сказанное. Все участники программы Горного лагеря Школы «Стожар» и искренни, и правы, и точны. Все это - грани. Яркие и не яркие, четкие и сглаженные, отчетливые и едва уловимые. Грани нашего мировоззрения, возносящего нас в горы, и усаживающего там за гобаны с пиалой чая в руке. Зачем? Для соединения всех этих пространств и граней в единое целое, способное расширить не только каждое и каждую из них, но и самоё наше мировоззрение.
И тогда случается партия на высоте. На высоте, во всех смыслах этого слова.
Это стоит того, чтобы возвращаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий